“Боже, это сам Стив Бланк” — такова была первая мысль Стипанова, увидевшего профессора Стэнфордского университета, который сидел рядом и пил кофе в Starbucks в Сан-Франциско.
«Стив Бланк, его еще называют “крестным отцом” Кремниевой долины. Он вдохновил Эрика Риса написать книгу Lean Startup, ставшей бестселлером. (Бережливый стартап — концепция предпринимательства). И он не единственный из знаменитостей, кого можно увидеть здесь в обычной обстановке без охраны, пешком или на простой машине» — рассказывает Михай.
В Кремниевой Долине, куда Стипанов приехал в 2015 году на три месяца, большой плюс в том, что предприниматели ведут себя довольно открыто и могут без проблем выпить с тобой чашечку чего-нибудь. Это место, где ты пишешь человеку с обложки делового журнала, а он тебе не только отвечает, но и знакомит со своим кругом инвесторов. Посидеть здесь пару дней в кафешках — стоит больше, чем в самом дорогом ресторане где-нибудь на курорте. Прямо здесь ты впитываешь атмосферу.
Cергей Матей, Стив Бланк – в центре, Михай Стипанов. Сан-Франциско
«Когда мы приехали сюда развивать свою идею, мы писали ребятам с Гугла и нам не только сразу же отвечали, но и соглашались встретиться. Помню мы общались с директором Zoom и он увлеченно рассказывал про сервис видео-конференций. Думаю тогда Эрик Юань (прим. Глава Zoom) не особо представлял, что его проект сегодня будет стоить $43 млрд. В Кремниевой долине живут философией pay it forward — отвечать добром на добро. Сегодня ты успешный стартапер, но только вчера ты приехал сюда ни с чем и тебе помогли подняться. Поэтому многие здесь не против отплатить той же монетой. К тому же ты не знаешь, кем этот парень станет через пару лет. Сегодня вы просто пьете кофе в Starbucks — а завтра он новый Цукерберг. И с кофаундером Starbucks, кстати, мы тоже познакомились».
Сан-Франциско — это когда стоишь на светофоре и рядом кто-то говорит о выходе компаний на IPO
Придумывать
«На въезде в мое село Моловата у нас не было таблички с названием села. На 1 апреля, а мы тогда учились в лицее, нам пришла в голову идея исправить это упущение. Взяли картонку, фломастер и написали “Нью-Йорк”. Понятия не имею почему именно Нью-Йорк, ведь можно было выбрать любой другой город. Если честно, мне кажется, многие даже не знали, где это. Но самое интересное, что через пару дней мэрия установила новую красивую табличку “Моловата”», – рассказывает Михай.
AIESEC, JCI, TEDxChisinau, Mondia, Dreamups, Startup Grind, Snowball — краткий список его проектов и деятельности в резюме. Предприниматель Михай Стипанов родился в селе Моловата, Дубоссарского района.
22-летний студент факультета маркетинга ASEM начал развивать первые бизнесы в молдавском Интернете, когда онлайн-услуги еще не были так популярны. Более того одним единственным бизнесом дело не кончилось. Вместе с коллегами Стипанов запустит онлайн конвертер валют, сайт по продаже авиабилетов и товаров и онлайн бюро переводов. Иногда стартапы мешали учебе на факультете, но впечатления от прочитанной книги по маркетингу Positioning: The Battle for Your Mind — поменяли ход мыслей, подход к себе и делам. Много проектов (в том числе неудачных) выработали толерантность к провалу и привычку пробовать новое.
«Мы с коллегами всегда хотели, что-то придумывать. И я рад, что мы обнаружили в себе предпринимательские навыки и начали их развивать. Хотя я бы не всегда рекомендовал молодым ребятам с ходу делать свои стартапы. Возможно для начала стоит найти первую работу, чтобы понять роли в организации, узнать лучше себя и коллег, какие процессы работают не так как нужно», — советует Стипанов.
Расширяем горизонты
Кишинев, 2007 год. Вместе с однокурсниками и будущими партнерами — Андреем Спыну и Сергеем Матей, Стипанов разрабатывает бюро переводов CUBUS. Компания выигрывает на рынке за счет оперативности, и разнообразия языков. Клиент бюро мог отправить документ в любое время, в течение 24 часов, в режиме онлайн. Дальше случился другой мини-успех. CUBUS занимается локализацией Google Maps для Молдовы. Этот опыт помог понять, что потенциал в создании контента и локализации на международном рынке — огромен. Но для этого нужно предоставлять другой тип услуг.
Так в 2009 году появляется компания Travod и холдинг Mondia, в который войдут еще несколько компаний в индустрии локализации и создания контента.
Сегодня Travod — это один из крупнейших игроков на рынке услуг, который входит в 20-ку в Европе в своей области, с штаб-квартирой в Лондоне.
Кишинев-Нью-Йорк-Кишинев
«В США я оказался впервые в 2015 году. Мы тогда уже основали Dreamups (организация занимается развитием экосистемы технологических стартапов в Молдове) и решили поехать в Долину познакомится с местной культурой и найти известных менторов для нашего проекта. Изначально мы планировали поездку на три месяца, но события развернулись на все 180.
Кто-то из новых знакомых предложил поучаствовать в акселераторе Founder Institute и мы решили попробовать. Все три месяца мы разрабатывали MVP (от англ. minimum viable product — минимальная жизнеспособная версия продукта — прим. TV8) проекта умного email, который помогает компаниям разгружать отдел продаж и отвечать автоматически на частые вопросы. Вместе с программистом из Стэнфорда даже нашли первых клиентов в Сан-Франциско. Но дальше все пошло по-другому сценарию и идею пришлось оставить.
На одной из стартап-вечеринок мы знакомимся с директором Startup Grind Дереком Андерсоном (Startup Grind по всему миру обучает и помогает стартаперам, предпринимателям. Встречи проходят при участии инвесторов, состоявшихся бизнесменов и экспертов — прим. TV8). И Андерсон как-то между делом говорит, что они хотят расширяться в других странах Европы и ищут директоров. И тут у нас загорается лампочка. Так мы же может открыть филиал на базе Dreamups в Кишиневе!»
Позже Стипанов и Матей привезут в Молдову не только акселератор Founder Institute, но и других менторов и предпринимателей с миллионными компаниями.
Фил Либин – CEO Evernote
«Стартап должен решать какую-то проблему. Самое простое — проанализировать свою компанию, в которую ты устроился. Что там не работает? На первом месте клиент. Кто готов пользоваться вашей услугой? Представим, что мне нужно нормальное приложение-календарь. Я сейчас использую Excel и сервис от Google. И вдруг появляется какое-нибудь приложение, которое объединяет обе функции в одном месте. Но хватит ли этого для того, чтобы я скачал или заплатил за новое приложение? Даже если это новый продукт, его новизна должны быть настолько сильной, чтобы я был готов отказаться от старых двух приложений. В США это называют 5x value, т.е. тебе надо придумать что-то в пять раз круче, чтобы твой проект взлетел», — рассуждает Стипанов.
В 2015 он вернулся в Кишинев и три года жил на две страны. Пока окончательно не переехал в США в 2018 году. Семичасовая разница во времени добавляет дополнительные возможности. Когда в Нью-Йорке утро — в Молдове — вечер. А это значит, что самое время обсудить стратегию развития Dreamups, дать интервью и поговорить с двумя стартапами в Молдове, в которые Стипанов вложил. После обеда, по нью-йоркскому времени, Михай — ментор в американском акселераторе Startup Boost и вице-президент организации JCI в Нью-Йорке.
Он часто путешествует в Молдову. Но большую часть времени проводит в США. Его новый проект — это финтех стартап Snowball.
«Snowball — это стартап для тех, кто хочет инвестировать в публичные компании и хедж-фонды. Мы применяем методологию Social media arbitrage, где используем “мудрость толпы”, посредством отслеживания сообщества экспертов на открытом рынке. Snowball собирает информацию из социальных сетей, высказывания крупных инвесторов и экспертов по поводу колебания цен на финансовых рынках. И на базе этих высказываний, мы анализируем фразы, определяем их характер (позитивный или негативный), что служит инструментом для принятия решения для трейдеров. Что сказали про акции Amazon, Tesla? И на базе собранной информации мы разрабатываем индикаторы. Эти индикаторы могут предсказать пойдет ли акция вверх или вниз. При этом мы собираем эту информацию в реальном времени и у человека есть возможность быстрее принять решение по поводу вклада».
Какие преимущества развития стартапов в Нью-Йорке по сравнению с Молдовой?
«Нью-Йорк это мегаполис. Каждый день здесь происходит столько всего, что взрывается мозг. Что по сравнению с Сан-Франциско или Долиной — довольно напрягает (Хотя сейчас в NYC особо ничего не происходит. Интервью записывалось во время пандемии COVID-19. На тот момент Нью-Йорк — один из очагов в США). Но огромную роль играет окружение. Для меня преимущество Нью-Йорка в том, что здесь живут наши клиенты. Очень важно анализировать, как они думают, что делают на работе, а что в свободное время. Какие у них хобби, какой дорогой идут на работу. Важен контекст. Поэтому всем фаундерам я рекомендую быть там, где находятся их клиенты, по крайней мере какое-то время.
Преимущества Молдовы? Огромное преимущество — начинать здесь. Сейчас попробую объяснить. Представь. Ты живешь в США и хочешь начать свое дело. Только аренда студии обойдется тебе в $1000-1500. Здесь все дорого. Инженеры, дизайнеры, программисты. Их услуги — в разы дороже, чем в той же Европе. Если бы мы развивали свои проекты в США, то не смогли бы так быстро открыть офисы в четырех странах.
Другой момент тоже про деньги. Ты хочешь вложить в стартап $25 тыс. В США ты потратишь эти деньги от трех до шести месяцев. В Молдове, грубо говоря, ты не умрешь быстро. Это ключевое различие. С этими деньгами ты можешь что-то пробовать и менять в долгосрочной перспективе, пока не кончатся ресурсы. В США экспериментировать тяжелее.
Но есть и другие недостатки, которые и в нашем случае можно превратить в плюсы.
Учитывая, что у нас маленькая страна — тебе с самого начала нужно ориентироваться на глобальный рынок. В Молдове мало клиентов и у нас нет денег. Тоже самое говорил Дудь в своем фильме про Долину, когда привел пример Беларуси. Поэтому я однозначно за плюсы».
Стипанов вложил в два молдавских стартапа, которые участвуют в акселераторе от XY Partners. Первый — это Teleportravel, онлайн гид с маршрутами по Молдове. Второй — WOOP. Это специальный бокс, в котором вещи можно продезинфицировать ультрафиолетовым облучением.
В Нью-Йорке и Сан-Франциско Стипанов инвестировал также в другие два проекта. Первый помогает с помощью искусственного интеллекта создавать видеоролики из нарезок. Второй — приложение для копирайтеров и блогеров, которое облегчает создание контента.
Для ноу-хау у нас есть менторы, акселераторы, Startup Grind. Мы проводим мероприятия с очень крутыми людьми. И в целом в Кишиневе стартап-инфраструктура в последние годы развивается. Есть Tekwill, Generator Hub, iHUB, Artcor.
Над чем нужно работать? Первое — над созданием конкретных прикладных прототипов. И второе — поработать над законодательством в сфере стартапов. У нас в Молдове нет венчурного капитала (капитал вкладчиков, предназначенный для финансирования новых предприятий и фирм и поэтому сопряженный с высокой степенью риска – прим. TV8). И сложно привлекать инвестиции.
Приведу пример. Если инвестор вкладывает в молдавский стартап $25 тыс, а его владелец только $100, то по закону инвестор должен владеть большей частью компании. В США, например, инвестор не хочет быть мажоритарным акционером, пока компания не вырастет, чтобы у предпринимателя была здоровая мотивация развиваться».
Чему нужно учиться, чтобы сделать успешный стартап?
«Сейчас даже если ты знаешь философию — можешь устроиться в Google. Потому что в сфере искусственного интеллекта встает ребром вопрос этики. Технологиям нужны специалисты из социальных сфер, так что гуманитарии не исчезнут. Поэтому есть два пути развития. Либо ты специалист в очень узкой области. Либо ты generalist — разбираешься во всех сферах по чуть-чуть. Мне кажется, это как раз про нас про молдаван. Ты понимаешь разные области и можешь их связать, выступая в роли визионера.
Если у вас ИТ-стартап, то программировать нужно либо научиться, либо делать его с программистами. Если человек гуманитарий это хорошо. Он может найти себе кофаундера программиста и делать с ним проект.
Поэтому зависит от склонностей человека. Одного совета на всех нет.
Одно могу сказать, что прогресс будет на стыке технологий. Математика и психология, литература и биология. Сейчас самое главное чувствовать, что будет завтра и представлять в будущем как люди пользуются твоим продуктом, который решает проблему.
В Молдове и в целом в Восточной Европе большой потенциал в IT, в сфере искусственного интеллекта.
У нас крутые архитекторы и инженеры. К тому же наш менталитет близок американскому и европейскому. Мы открыты миру.
Лично мне всегда нравились разные сферы деятельности. Я был больше за креатив и маркетинг. И, знаешь, я нашел работу мечты. У меня есть возможность общаться с разными стартапами: биотехнологии, туризм, IT, финансы. И будучи ментором — я расширяю свою экспертизу знаний. Более того — инвестируя и развивая стартапы, становишься частью этой крутой идеи. Слушаешь предпринимателей, которые с горящими глазами говорят тебе о своих проектах, и рассказывают как они видят будущее.
В Нью-Йорке, кстати, я оказался спустя 14 лет после того как установил в Моловате ту табличку. Почему не приехал раньше? Не понимаю. До этого я сильно ограничивал себя и не верил. Хотя, подумаешь, сколько стоит прилететь в Нью-Йорк? Билет обойдется в $280-300 в один конец.
Мне кажется, в этом наша проблема. Мы порой выбираем себе мечту, которую можно реализовать прямо сейчас. Например, хочу квартиру или домик у моря. Автостопом можно спокойно доехать до моря, устроиться там да хоть официантом в бар, но ты будешь у моря. Свои мечты как и стартапы нужно превращать в реальность не дожидаясь идеального момента. Не стоит ждать всю жизнь, чтобы позволить себе тот самый домик у моря. Может нам и не понравится вовсе жить у моря, потому что там ветер и чайки кричат.
Почему в Молдове до сих пор не появился свой единорог? У нас, к сожалению, нет примеров стартапов, которые могли бы вдохновить. Например, в Эстонии появился Skype. И они вдохновили других. Уверен, что в Молдове будет также. Случится локальный успех и следом как по цепочке начнут развиваться другие. Потенциала у нас не меньше, чем у Эстонии и Украины.
А чтобы что-то придумать, для этого не нужны ни деньги, ни связи. Только желание, время, терпение и упорная работа».